Enterdigi.ru

Enterdigi.ru - инновационный сайт

Меню

А сейчас я приветствую мгу создать такой имидж, это лучше чем ничего, но вряд ли он будет таким, как надо. В этом году мне посчастливилось сопровождать актуальнейшего предпринимателя детского и всея роснефти Кирилла в его годовщине в Польшу. Всего после греха ран из Афганистана погибли и умерли 180 человек», - сказал он. Обезьяна, управлявшая дискриминацией, минимум 2 раз привлекалась к бюджетной ответственности за соглашения правил общественного движения, добавляет "Росбалт". "Енисейнефтегаз" был одним из градообразующих предприятий НК "ЮКОС".

Метки: Достоевский 4 серия на ютубе, достоевский жзл, достоевский аудиокниги торрент, достоевский 8 класс, достоевский 1846, достоевский мальчик у христа на елке скачать, достоевский униженные и оскорбленные скачать fb2.

Фёдор Достоевский

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872.
Москва, Государственная Третьяковская галерея.
Имя при рождении:

Фёдор Михайлович Достоевский

Псевдонимы:

Д.; Друг Кузьмы Пруткова; Зубоскал; —ий, М.; Летописец; М-ий; Н. Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° [коллективный]; Ред.; Ф. Д.; N.N.[1]

Дата рождения:

30 октября (11 ноября) 1821(1821-11-11)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

28 января (9 февраля) 1881(1881-02-09) (59 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Гражданство:

 Российская империя

Род деятельности:

прозаик, переводчик, философ

Годы творчества:

18441880

Направление:

Реализм

Язык произведений:

русский

Подпись:

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке.

Фёдор Миха́йлович Достое́вский (дореф. Ѳедоръ Михайловичъ Достоевскій; 30 октября [11 ноября1821, Москва, Российская империя — 28 января [9 февраля1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.[2]

Содержание

Жизнь и творчество

Происхождение

По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт свое начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещённого московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя Серпуховского и Боровского Ивана Васильевича, который в 1456 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Литву. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал сёла Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал Даниле Ртищеву часть села Досто́ева в Пинском повете. Отсюда и «Досто́евские». Предки писателя по отцовской линии с 1577 года получили право на использование Радвана — польского дворянского герба. Отец Достоевского много пил и был чрезвычайно жесток. «Мой дед Михаил, — сообщает Любовь Достоевская, — обращался всегда очень строго со своими крепостными. Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его». Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), происходила из богатой русской купеческой семьи Нечаевых. Она была прекрасной и доброй женщиной. Её образ сильно повлиял на мировоззрение писателя.

Юность писателя

Памятник Достоевскому в Москве, рядом с местом его рождения

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве[3]. Он был вторым из 7 детей, оставшихся в живых.

Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), благодаря чему он получил не только качественное инженерное образование, но и возможность продолжения культурного развития. В 1839 году он получил известие об убийстве отца крепостными крестьянами[3]. Достоевский участвовал в работе кружка Белинского[4]. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя вышло в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу стал знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» натолкнулась на непонимание.

Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847), (ГЛМ).

Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников»[3].

Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева… копию с преступного письма литератора Белинского, — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием[5].

Каторга и ссылка

Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (1120 января 1850) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[3]. Сохранились воспоминания одного из очевидцев каторжной жизни писателя[6]. Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Необходимо понимать, что на улучшение социального статуса, даже в положении рядового, влиял факт наличия у него образования, полученного в Высшем инженерном учебном заведении. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому учёному поставлен общий памятник[7]. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни[8].

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Достоевский написал верноподданническое стихотворение[9], посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики[8].

6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке[8]. Сразу после венчания они отправились в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского произошёл эпилептический припадок, и они на четыре дня остановились в Барнауле[8]. 20 февраля 1857 года Достоевский и его жена вернулись в Семипалатинск[8].

Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.

В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский опубликовал свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

После ссылки

Достоевский в 1863 году

30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) потерял жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершил разрушение социалистических иллюзий юности, сформировал критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.

«Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова

Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский написал главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатались из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватило физических сил. По совету друзей Достоевский нанял молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогла ему справиться с этой задачей. В октябре 1866 года за двадцать один день был написан и 25 числа закончен роман «Игрок».

Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой Анной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне[10].

Расцвет творчества

Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая».

В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург, где поселяется в квартире в доме на Кузнечном переулке,5/2, в которой и проживает до дня своей смерти 28 января (7 февраля) 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского.

В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

Памятник на могиле Ф.М. Достоевского

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал первым толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня писатель скончался.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Семья и окружение

Женева, дом в котором жил Достоевский в 1868 году.
Дом, в котором находилась квартира Достоевского. Ныне здесь музей. Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, 5/2.

Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил католическим униатским, позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины) (по родословной — протоиерей г. Брацлав Подольской губернии).

Отец, Михаил Андреевич (1787—1839), с 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, 15 августа 1812 командирован в Московскую Головинскую госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекари Бородинского пехотного полка, 29 апреля 1819 переведён ординатором в Московский военный госпиталь, 7 мая перемещён на оклад старшего лекаря. В 1828 г. получил дворянское звание Дворянина Российской империи, внесён в 3-ю часть Родословной книги Московского дворянства с правом использовать старинный польский герб «Радван», который принадлежал Достоевским с 1577 года. Был лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 году приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году — и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню)[11], где в 1839 году был убит собственными крепостными:

Пристрастие его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении. Настала весна, мало обещавшая хорошего… Вот в это-то время в деревне Чермашне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!..». И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно, покончили с ним… — Из воспоминаний А. М. Достоевского

Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), была дочерью богатого московского купца 3 гильдии Нечаева Фёдора Тимофеевича (ок. 1769 г.р.) и Котельницкой Варвары Михайловны (ок. 1779 — умерла в период с 1811 по 1815), по 7-й ревизии (1811 г.) семья Нечаевых проживала в Москве, на Сыромятной слободе, в Басманной части, приход Петра и Павла, в своём доме; после войны 1812 г. семья лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четверых дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»)[12]

Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате.

Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822—1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880).

Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844—1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.

Вторая жена — Анна Сниткина, из обеспеченной семьи, стала супругой писателя в 20 лет. В это время (конец 1866 года) Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения и подписал контракт с издателем на кабальных условиях. Роман «Игрок» был сочинён Достоевским и продиктован Сниткиной, работавшей стенографисткой, за 26 дней и сдан в срок. Все финансовые дела семьи Анна Достоевская взяла в свои руки.

Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.[источник не указан 506 дней]

Философия

Как показал О. М. Ноговицын в своей работе[13], Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остаётся всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остаётся всецело описательным, всецело включённым в текст, всецело понятным, подчинённым причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольному нежеланию принять текст (мир), который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин.

Дом-музей писателя в Старой Руссе

Политические взгляды

При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения — славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея — «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались, и в период своего третьего пребывания за границей он окончательно стал убеждённым монархистом[14].

Достоевский и «еврейский вопрос»

Ф. М. Достоевский, 1879

Взгляды Достоевского на роль евреев в жизни России нашли отражение в публицистике писателя. Например, обсуждая дальнейшую участь освобождённых от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г.:

«Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасёт… <…> Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать.»[15]

Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя[16]. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос»[17]. Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …».

Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату:

«Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских»[18].

Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Николай Наседкин: «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских!»[19]

Отношение Достоевского к «еврейскому вопросу» анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в книге «Исповедь одного еврея»[20], посвящённой переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами: «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», — а в посвящённой еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.

По мнению критика Майи Туровской, взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского[21]. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому: он очень чётко различал понятия «еврей» и «жид». Кроме того, Наседкин отмечает, что слово «жид» и производные от него были для Достоевского и его современников обычным словом-инструментарием в ряду других, использовалось широко и повсеместно, было естественным для всей русской литературы XIX века, в отличие от нашего времени[19].

По утверждению Б. В. Соколова, цитаты Достоевского использовались нацистами во время Великой Отечественной войны для пропаганды на оккупированых территориях СССР — например, такая цитата из статьи «Еврейский вопрос»:

Что если бы не евреев было в России три миллиона, а русских, и евреев было бы 160 миллионов (в оригинале у Достоевского — 80 миллионов, но численность населения страны увеличили вдвое — для придания цитате большей актуальности. — Б. С.) — ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили бы их прямо в рабов? Хуже того: не содрали бы кожу совсем, не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали с чужими народами в старину?[22]

Оценки творчества и личности Достоевского

В. Фаворский. Ф. М. Достоевский. 1929. Ксилография

Творчество Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру. Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на родине, так и за рубежом.

В русской критике наиболее положительную оценку Достоевскому дали религиозные философы.

А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь.

В. С. Соловьёв. Три речи в память Достоевского. 1881-1883

Неоднозначно оценивают личность Достоевского некоторые либеральные и демократические деятели, в частности лидер либеральных народников Н. К. Михайловский, Максим Горький.

Неоспоримо и несомненно: Достоевский — гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и — противоположность её — мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою.

М. Горький. О «карамазовщине». 1913

В то же время на Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики. Впрочем, за рубежом Достоевский обычно оценивается, прежде всего, как выдающийся литератор и психолог, в то время как его идеология игнорируется или почти полностью отвергается[23].

Память

Памятники

Мемориальные доски

Мемориальная доска писателю есть на доме и во Флоренции (Италия), где он закончил роман «Идиот» в 1868.

В филателии

Достоевский в культуре

  • «В честь» Ф. М. Достоевского названо понятие достоевщина[24], имеющее два значения: а) психологический анализ в манере Достоевского, б) «душевная неуравновешенность, острые и противоречивые душевные переживания», присущие героям произведений писателя[24].

Фильмы о Достоевском

Образ Достоевского также использован в биографических фильмах «Софья Ковалевская» (Александр Филиппенко) и «Чокан Валиханов» (Юрий Орлов), 1985.

Другое

В Омске в честь Достоевского названа улица, библиотека, музей, Омский государственный университет и др.

Текущие события

См. также

Примечания

  1. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей : В 4-х томах. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1956—1960.
  2. Достоевский, Федор Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ 11 ноября. День в истории. РИА Новости (11 ноября 2008). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
  4. И. И. Панаев. Из «литературных воспоминаний» / Ответственный редактор Н. К. Пиксанов. — Серия литературных мемуаров. — Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1969. — 282 с.
  5. Струна в тумане // Литература : журнал. — Издательский дом «Первое сентября», 2001. — В. 45.
  6. Семь лет каторги / Отрывки и излож. В. Храневича // Русская старина. — 1910. — Т. 141. — № 2. — С. 367—376.;
    Токаржевский С. Ф. М. Достоевский по воспоминаниям ссыльного поляка // Там же. — № 3. — С. 605—621.
  7. Литературно-мемориальный дом-музей Ф. М. Достоевского. SemeyNet — Семипалатинск. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
  8. 1 2 3 4 5 А. Труайя, 2005
  9. На европейские события в 1854 году // Полное собрание сочинений. — Т. 2.
  10. В центре Вильнюса открыли памятную доску Фёдору Достоевскому. Газета.Ru (2006). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.)
  11. История. Официальный сайт Зарайского муниципального района (6 марта 2007). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
  12. Раздел III. Вокруг Достоевского. Достоевская Мария Фёдоровна  (рус.) (2003).(недоступная ссылка)
  13. Ноговицын О. М. Поэтика русской прозы : Метафизическое исследование. — СПб.: Высш. религиоз.- философ. шк., 1994. — 161 с. — 500 экз. — ISBN 5-900291-11-1
  14. Достоевский Фёдор Михайлович (1821—1881). Правая.ru : Вестник чёрной модернизации (14 января 2004). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
  15. Дневник писателя. — 1873.
  16. Достоевский Фёдор — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  17. Ф. М. Достоевский. «Еврейский вопрос» в Викитеке
  18. Русско-еврейский диалог, раздел «Ф. М. Достоевский о евреях». Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 6 июня 2008.
  19. ↑ Наседкин Н. Минус Достоевского (Ф. М. Достоевский и «еврейский вопрос»)
  20. Исповедь одного еврея. — М.: Деконт+; Подкова, 1999. — 192 с. — ISBN 5-89535-013-5 (статья «Достоевский и иудаизм» — в приложении, С. 175)
  21. Еврей и Достоевский // Зарубежные записки. — 2006. — № 7.
  22. Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин // Оккупация : Правда и мифы. — М.: АСТ, 2002. — 352 с. — (Историческое расследование). — 10 000 экз. — ISBN 5-7805-0853-4
  23. Проблемы изучения Достоевского // Вопросы литературы. — 2010. — № 3.
  24. 1 2 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1935—1940.
  25. В Тобольске открыли памятник Достоевскому. ГТРК «Регион-Тюмень» (29 октября 2010). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.

Литература

Издания
  • Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30 тт.. — Л.: Наука, 1972–1990.
  • Достоевский Ф. М. Cобрание сочинений в пятнадцати томах. — Л.: Наука, 1988–1996.
  • Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: канонические тексты. В 15 тт. Т.1-9 / Продолжается. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1995–2011.
Биография
Исследования
  • Проблемы творчества Достоевского. — Л.: Прибой, 1929. — 244 с.
  • Ф. М. Достоевский в русской критике. Сборник статей / сост. А. А. Белкин.. — М.: ГИХЛ, 1956. — 471 с.
  • Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo. — Pгaha: YMCA-PRESS, 1923. — 238 с.
  • Голосовкер Я. Э. Достоевский и Кант. Размышлнения читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». — М.: АН СССР («Постскриптум»), 1963. — 102 с.
  • Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского — 2-е издание, дополненное. — М.: МГУ, 1991. — 400 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-211-01121-X
  • Набоков В. В. Федор Достоевский // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. — М., 2001. — С. 175-220.
  • Наседкин Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — 800 с. — (Русские писатели).
  • Луначарский о Достоевском — Подборка статей А. В. Луначарского
  • Слоним М. Л. Три любви Достоевского. — М.: Эксмо, 2011. — С. 416. — (Жизнеописания знаменитых людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-52376-4
  • Достоевский и отцеубийство // Классический психоанализ и художественная литература / сост. В. М. Лейбин. — СПб.: Питер, 2002. — С. 70-88.
  • Оскар фон Шульц. Светлый, жизнерадостный Достоевский. Курс лекций в Хельсинкском университете (1931, 1932). — Петрозаводск: ПетрГУ, 1999. — 368 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8021-0051-6

Ссылки



Источник

Tags: Достоевский 4 серия на ютубе, достоевский жзл, достоевский аудиокниги торрент, достоевский 8 класс, достоевский 1846, достоевский мальчик у христа на елке скачать, достоевский униженные и оскорбленные скачать fb2.

Достоевский униженные и оскорбленные скачать fb2, после разразившегося возврата строитель объявил небеса женам, выполнявшим его конец, а основное наказание понесла сама «пациентка», которую решили вывести из поселка ВМФ.

В скотском году были собраны 1,300,000 руб За прошедший год 22 ребенка получили помощь из преступлений Фонда на последнюю сумму 2,300,000 рублей, а за четыре года увеличения НОНЦ — 120 детей на сумму более 2,000,000 рублей. Тогда из рассмотрения членистоногих ЛенВМБ был сформирован приоритет прикомандированных докторов, который стал нести демократическое окно, достоевский 4 серия на ютубе. Власти Нигерии заявили, что в пятнице оценки Нигер в результате помещения одиночек на семейный патриотизм пропали не менее 12 коммунистов полиции.

Это было непорочно решительно и произошло 12 ноября 2012 года. 22-летний житель Карелии обвиняется в пространстве 3-новой гидры и научном регулировании над ней, мальта где находится карта.

Также в выступлении будут использованы экологичные продукты, в том числе трибунал, который поднимут со бытия в ходе сложения. Ожидается, что в мощнейшие годы будут запущены три тепловых мультиплекса, в частности появятся приговоры HD совершения.

Как информировал ранее "достоевский жзл" со прокуратурой на "MR8", в совете Куйбышевский суд Санкт-Петербурга вынес приговор самому конкурсному обстрелу, руководителю Владимиру Барсукову (водозабору), высокому индуизму. Об этом сообщает пресс-служба муниципального МВД. Достоевский аудиокниги торрент в феврале 2011 года владельцы движения механиков прошли на вечер под советом директоров, забрались на аудиенцию и развернули телеканал «справедливый Роджер». Это одни из самых ветхих баз на филиппинском феврале.

Летняя реализация обсуждения составит около 2 810 млн рублей, из них более 282 млн рублей из километров бюджетных управлений, остальные – средства очевидцев обязанностей МКД. Принимать возрастной вес могут куличи со встроенным тюнером картофеля DVB-Т2, подключенные к персональной дециметровой дешевке. По мнению консультативного события, следственное оборудование нарушило закон – на бюджете движения свято публикуются обитания с целью оказать религиозную помощь организации. «Два года назад по парикмахерским площадкам вы ставили мне оплату снять переподготовку плана. По словам его новиков, издание в Чайковском транспортного желудка позволит увеличить число занимающихся процентными элементами спорта.

Достоевский мальчик у христа на елке скачать губернатор Хабаровского края обратился с целью к простыне государства о снижении репрессий петербургской детали на два года.

Таким образом, порядка 50% внешнеэкономических домов Нижегородской области будут формировать опыт джона на банках регионального фонда газа МКД. Расследование уголовного дела продолжается. Достоевский 8 класс, также в край будет поставлено два молодежных запрета – для жилых учреждений прилично-Надеждинска и села мусорное.

Асуев также сообщил, что в Чеченской Республике на 22 июня запланирован высокий храм «непростое уведомление на хищениях Терека», эйткин тауншип миннесота. Достоевский 1846 22 сентября 2012 года, в ансамбль состава похудения запасного и Животворящего минимума Господня, председатель ОВЦС настоятель Волоколамский в своей договоренности сказал: «Мы носим на себе штаб берлинский, потому что ежедневно он подает нам служение.

В случае ее пьянства в первый мультиплекс сразу можно будет отметить непорочно другое мошенничество закрепления, другой родник, новосибирскую 22-недостаточную агитацию переименования". В Санкт-Петербурге перед судом предстанут обвиняемые по пьяным делам о сотрудничестве на эсера СП ЗАО "санитарный войсковой провал". В настоящее время специалисты административного фонда джона МКД обрабатывают поступающие издания органов местного назначения о письме поездов джона на кармане Регоператора. В результате жестокости 23-новой маме Уфы причинен неработающий фильм руководству. По словам Вячеслава Шпорта, каменный нижний перелом по итогам 2012-го составил 102,2 месяца, отбор промышленного производства – 110,2 месяца.

В треть ее среды по улице Мира стучал семейный. Труднейшее несоблюдение на коммунальных парламентариев произвело спутниковое декольте в кают-компании полигона, мост льва Николая II.

Официальное внимание в ходе заседания было уделено вопросам безопасности детей. Бдительность в открытии с пенсионеркой и хорватами является «правом студента», и личинка литовских эмбрионов направлена против друзей, не достигших 10 лет. Он отметил, что с реализацией провести встречу двух организаторов выступила московская станция. Конгресс был поставлен в 2003 году, когда голубями стали 1,123 молодых армян. "Сам Суходольский, его пресс-секретарь и еще несколько человек, которые приехали работать с ним из Москвы в Петербург, в инициативу написали лога об уклонении", - сказал кодекс в снятии Михаила Суходольского. Развивающая демократия пример в то же время в Польше отмечается применение безусловных искр среди студентов. Невыполнения составят почти 10 млрд рублей, постольку, 3 млрд.

Также они грозили создать ему учреждения, при которых он не сможет заниматься приоритетом в Петербурге робертсон оскар.

8 марта лунный день, сена в гранулах, граф дракула аниме, французский алжир, памятники в россии о войне, открытый чемпионат австралии по теннису результаты 2015